Поиск по сайту

Ответственность за нарушение антикоррупционного законодательства. Исполнение обязанностей по предупреждению коррупции, предусмотренных ст. 13.3 Федерального закона «О противодействии коррупции.

Ответственность за нарушение антикоррупционного законодательства. Исполнение обязанностей по предупреждению коррупции, предусмотренных ст. 13.3 Федерального закона «О противодействии коррупции.

Ответственность за нарушение антикоррупционного законодательства. Исполнение обязанностей по предупреждению коррупции, предусмотренных ст. 13.3 Федерального закона «О противодействии коррупции.

 

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» под коррупцией понимается злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; а также совершение названных деяний от имени или в интересах юридического лица.

Согласно ст. 13 указанного закона граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства за совершение коррупционных правонарушений несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

Склонение к совершению коррупционных правонарушений

 

Возможны ситуации, когда Вас склоняют (вынуждают) к совершению коррупционных правонарушений и преступлений, например:

1) при обращении к должностному лицу органа местного самоуправления (администрации), органа государственной власти (министерства, агентства, департаменты Ульяновской области и т.д.) за получением той или иной муниципальной, государственной услуги (получение справок, выписок), когда чиновник намекает, что при определенном поощрении может сократить срок выдачи справки, посодействовать в ее получении и др.

2) при проверке документов сотрудниками ГИБДД, когда вместо составления протокола об административном правонарушении (при его совершении) предлагается заплатить «штраф» на месте.

Необходимо помнить, что ст. 291 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за дачу взятки, а за дачу взятки в сумме до 10000 рублей – ст. 291.2 УК РФ (мелкое взяточничество).

Согласно примечаниям к указанным статьям УК РФ Лицо, совершившее преступление, предусмотренное настоящей статьей, освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию и (или) пресечению преступления и добровольно сообщило о совершенном преступлении в орган, имеющий право возбудить уголовное дело, либо в отношении его имело место вымогательство взятки.

Обо всех подобных случаях Вы можете сообщить, в том числе анонимно, в правоохранительные органы, либо органы прокуратуры.

Статья 13.3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» предусматривает обязанность организаций принимать меры по предупреждению коррупции

Так, законодатель установливает обязанность всех организаций независимо от форм собственности и сфер деятельности принимать меры по предупреждению коррупции. Таким образом, сделана попытка внедрения системной работы по борьбе с коррупцией не только в государственной и муниципальной сферах, но и в негосударственном секторе.

Вместе с тем организации являются самостоятельными субъектами, которые осуществляют свою деятельность независимо и в соответствии со своими интересами. В этой связи законодатель лишь обозначает возможные меры по предупреждению коррупции, которые могут приниматься в организациях в зависимости от специфики их деятельности, организационно-правовой формы, иных особенностей, не обязывая организации жестко следовать установленному перечню.

К возможным мерам по противодействию коррупции в организациях законодатель относит:

1) определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений. Это могут быть кадровые службы, либо работник, ведущий кадровую работу (например, в случае отсутствия кадровой службы);

2) сотрудничество организации с правоохранительными органами. Вероятно, здесь предполагается, что организацией должен быть издан локальный акт, устанавливающий порядок обращения в правоохранительные органы в случае выявления коррупционных правонарушений;

3) разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации. Данная мера вызывает скорее больше вопросов, т.к. неясно, что подразумевать под стандартами и процедурами, направленными на обеспечение добросовестной работы организации;

4) принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации. Локальными актами организаций могут устанавливаться обязанности, ограничения и запреты для работников;

5) предотвращение и урегулирование конфликта интересов. При реализации данной меры могут быть установлены правила поведения работников при возникновении конфликта интересов, склонении к совершению действий, которые могут повлечь возникновение конфликта интересов;

6) недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов. Порядок реализации данной меры противодействия коррупции в организации также неясен.

Дисциплинарная ответственность за коррупционные правонарушения

Существует два вида дисциплинарной ответственности: предусмотренная Трудовым кодексом РФ (общая) и та, которую несут отдельные категории работников в соответствии с федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине (специальная). Дисциплинарная ответственность государственных служащих относится к специальной, т.е. предполагает наличие других мер взыскания помимо общих. Трудовым кодексом РФ (ст. 192) предусмотрены общие дисциплинарные взыскания за совершение дисциплинарного проступка, т.е. неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей. Работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: 1) замечание; 2) выговор; 3) увольнение по соответствующим основаниям.

Порядок привлечения виновного лица к дисциплинарной ответственности предусмотрен Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе» - ст. 57 «Дисциплинарные взыскания» и ст. 58 «Порядок применения и снятия дисциплинарного взыскания». За совершение дисциплинарного проступка, т.е. за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него должностных обязанностей, представитель нанимателя имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:

замечание;

выговор;

предупреждение о неполном должностном соответствии;

освобождение от замещаемой должности гражданской службы;

увольнение с гражданской службы.

Непосредственно в Федеральном законе «О государственной гражданской службе» установлены следующие основания для привлечения к дисциплинарной ответственности - исполнение гражданским служащим неправомерного поручения (что вполне может быть связано с коррупционным нарушением), неявка гражданского служащего на аттестацию без уважительных причин или отказ гражданского служащего от аттестации.

Гражданская ответственность за коррупционные правонарушения

Известно, что основной целью коррупционеров является получение благ материального характера. В ГК РФ имеются две главы, могущие сыграть важную роль в ликвидации последствий коррупционных правонарушений. Это гл. 59 «Обязательства вследствие причинения вреда» и глава 60 «Обязательства вследствие неосновательного обогащения».

В ст. 1069 ГК РФ предусмотрено, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования. Удовлетворяя требование о возмещении вреда в соответствии со ст. 1082 ГК РФ, суд в зависимости от обстоятельств дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре или возместить причиненные убытки. Понятие убытков раскрывается в п. 2 ст. 15 ГК РФ: под убытками понимаются расходы, которые лицо произвело или должно будет произвести для восстановления его нарушенного права, а также утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб) и неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Именно по этой схеме может строиться защита лиц, пострадавших от действий или бездействия коррупционеров. Возврат имущества, переданного в результате коррупционной сделки, может основываться на ст. 1102 ГК РФ: «Лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 ГК РФ».

Требование гражданско-правового характера может предъявляться самостоятельно и в виде гражданского иска в уголовном судопроизводстве. В последнем случае необходимы основания полагать, что имущественный вред причинен физическому или юридическому лицу непосредственно преступлением. Решение о признании гражданским истцом оформляется определением суда или постановлением судьи, следователя, дознавателя. Гражданский истец может предъявить гражданский иск и для имущественной компенсации морального вреда.

Административная ответственность за коррупционные правонарушения

Привлечение к административной ответственности происходит в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях. В отличие от Уголовного кодекса, правонарушения должностных лиц не объединены здесь в специальную главу.

Административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Под должностным лицом в применительно к КоАП РФ следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

К коррупционным правонарушениям следует отнести:

нецелевое использование бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов (ст. 15.14 КоАП РФ);

незаконное привлечение к трудовой деятельности государственного служащего (бывшего государственного служащего) (ст.19.29 КоАП РФ) - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей;

незаконное вознаграждение от имени юридического лица (ст. 19.28 КоАП РФ)

Уголовная ответственность за коррупционные правонарушения.

В Уголовном кодексе РФ определена преступность и наказуемость целого ряда деяний коррупционного характера.

Ответственность за злоупотребление должностными полномочиями предусмотрена статьей 285 УК РФ.

Ответственность за получение взятки и за дачу взятки установлена соответственно в ст. ст. 290 и 291 УК РФ.

Федеральным законом от 04.05.2011 № 97-ФЗ в УК РФ была введена статья 291.1 «Посредничество во взяточничестве».

Ответственность за злоупотребление полномочиями и за коммерческий подкуп установлена соответственно статьями 201 и 204 УК РФ..

Коррупционные правонарушении могут быть сопряжены и с другими уголовными составами за рамками главы 30 УК РФ и главы 23 УК РФ, например, преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина (гл. 19 УК РФ) - отказ в представлении гражданину информации (ст. 140), нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина (ст. 136), мошенничество (ст. 159); преступления в сфере экономической деятельности (гл. 22 УК РФ) - воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности (ст. 169), регистрация незаконных сделок с землей (ст. 170), уклонение от уплаты налогов и (или) сборов (ст. ст. 198, 199).

    Новости

    • 20.12.23 05:27 Прокуратура разъясняет
      Прокурор Кузоватовского района Ульяновской области поддержал государственное обвинение в судебном процессе по уголовному делу в отношении жителя региона.
    • 20.12.23 05:27 Прокуратура разъясняет
      Прокурор Кузоватовского района Ульяновской области поддержал государственное обвинение в судебном процессе по уголовному делу в отношении жителя региона.
    • 19.12.23 11:39 Прокуратура разъясняет
      Федеральный закон от 13 июня 2023 г. № 258-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
    • 19.12.23 11:38 Прокуратура разъясняет
      В Федеральный закон "О противодействии коррупции" внесены изменения
    • 19.12.23 11:38 Прокуратура разъясняет
      С 1 октября увеличены зарплаты федеральным госслужащим
    • 19.12.23 11:37 Прокуратура разъясняет
      Федеральным законом от 10.07.2023 N 319-ФЗ "О внесении изменений в статьи 349.1 и 349.2 Трудового кодекса Российской Федерации"
    • 19.12.23 11:36 Прокуратура разъясняет
      Скорректирован порядок заполнения справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
    • 19.12.23 11:35 Прокуратура разъясняет
      Новый порядок ведения воинского учёта
    • 19.12.23 11:34 Прокуратура разъясняет
      Трудовое право
    • 19.12.23 11:33 Прокуратура разъясняет
      Неиспользованные отгулы нужно компенсировать при увольнении